Методические рекомендации по применению исследовательской деятельности в практике обучения иностранному языку.
Савостина И.В., методист ОМИЦ УО, Поддубная О.Н., руководитель МежМО
МБОУ «ЧСОШ №1 с УИОП»
Исследовательская работа учащихся – важное направление работы современной школы. Задачи в данном случае очевидны: развитие у учащихся навыков проведения исследований, умение ставить проблемы, определять пути их решения, анализировать материалы и формулировать выводы. Занимаясь такой исследовательской работой, учащийся одновременно: учится проводить исследование и совершенствует знание языка в ходе решения множественных прикладных задач (отобрать нужные материалы из общей массы, разобраться в их содержании, представить результаты исследования). Вся система исследований на иностранных языках носит общеучебный характер, выполняет роль «тренинга». Но подобная работа школьников должна быть осмысленной и мотивированной. Поэтому исследование на иностранном языке – это не исследование, результаты которого переведены с русского на какой-либо другой язык и представлены на этом языке в ходе конференции. Иностранный язык в данном случае не может быть только языком трансляции – он должен являться инструментом проведения исследования – т.е., исследование следует проводить преимущественно на материалах, написанных на иностранных языках.
Первый вопрос, который встает после того, как принято решение принять участие в конференции исследовательских работ на иностранных языках – выбор темы исследования. Тема не может носить описательного характера, для ее раскрытия необходим анализ нескольких источников.
В качестве основы берутся источники на иностранных языках. Возможны темы по проблемам преимущественно культурологии или страноведения, а так же сравнительно-сопоставительного характера. Работа должна содержать в себе исследование. Это исследование может быть масштабным или небольшим, может иметь научный интерес и «актуальность», а может их и не иметь. Задача учителя здесь – подсказать, что именно это может быть. Не нужно брать «работу» на тему, соответствующую по названию тексту из учебника или «топику» (доклад на тему «Традиции Рождества во Франции», «За что я люблю Диккенса» и т.д.)
Лучше небольшое исследование прикладного характера, например, «Оплата проезда на метро в столицах европейских стран» или «Как сэкономить при поездке в …». В первом случае задача состоит в том, чтобы выяснить все о ценах, формах оплаты, вариантах проездных билетов и представить результаты исследования наглядно, в форме таблицы, приложив в качестве иллюстрации бланки билетов и фотографии турникетов. Вторая тема потребует поиска материалов о самых дешевых билетах на транспорт, гостиницах, о днях бесплатного посещения музеев и возможных скидках. В любом случае, для решения проблемы необходимо будет искать материалы, сопоставлять их и искать наиболее адекватные формы оформления полученных результатов.
Множество интересных возможностей для тех школьников, основные интересы которых кроятся в изучении иностранных языков; анализ пословиц и поговорок или фразеологических оборотов. Перспективным может быть анализ и сопоставление материалов нескольких иностранных языках.
Какие могут быть источники и где их взять. Это может быть Интернет, но он - не панацея. Для работы по некоторым темам необходимо обращаться к библиотечным фондам. Это более трудоемко и требует большего времени, но именно здесь ученик может получить бесценный опыт работы с книгой. Задача учителя здесь – подсказать, в какую библиотеку лучше обратиться, что и там следует искать.
Ёщё одна возможность: сейчас очень много людей путешествуют, в том числе и зха границей нашей страны. Можно собрать какие-нибудь однотипные материалы (пакетики от сахара, который подают повсюду – в гостиницах, самолетах и ресторанах) Логотипы гостиниц, эмблемы компаний, мудрые изречения, размещаемые на пакетиках могут стать объектом исследования.
Этап анализа и обработки информации. Этот процесс потребует от учителя постоянного совета и консультаций. В самом начале этой работы четко определите ее основные стадии. Составьте план: ответы на какие вопросы и в какой последовательности ищет ученик. Работа пишется на иностранном языке, и план сразу пусть будет на иностранном языке. Не допускайте переводов с русского! Разбирайте каждый представленный кусок с точки зрения содержания, стиля и языка. Добивайтесь, чтобы язык был возможно более простым, но не примитивным. Язык работы должен свидетельствовать о проведенном анализе – поэтому не забывайте о связках «поэтому», «на этом основании», «следовательно» и т.п.
Работа завершена и необходимо её оформить. Внимательно прочитайте требования к оформлению работы. Три элемента, о которых часто забывают или которыми пренебрегают, это:
• Четкая формулировка проблемы (не «о чем моя работа», а «цель данной работы – проанализировать/сопоставить/дать рекомендации). Если возможно, определить, где и как могут быть использованы результаты
• Характеристика использованных источников (если это веб-сайты, то какой материал они содержат, если книги – то какие именно и где они были найдены и т.п.)
• Список использованной литературы (с указанием выходных данных, если это сайт – его точного адреса)
Подготовив текст исследования и его тезисы, послав последние в указанные сроки в оргкомитет конференции и убедившись, что работа допущена к участию в конференции, можно приступить к стадии – подготовке презентации. Заранее узнайте, сколько времени отводится на презентацию работы и составляйте текст выступления с учетом этого. Если времени совсем мало, структура выступления должна быть следующей: Тема и конкретные проблемы исследования – На основании каких материалов проводилось исследование – Какие вопросы были изучены – Основные выводы.
Выступление необходимо отрабатывать : с точки зрения содержания, с точки зрения языка и приемов ораторского искусства. В ходе подготовки обратите внимание на качество произношения, уточните произношение сложных терминов и собственных имен. Темп, в котором произносится текст, не должен быть слишком быстрым, чтобы все слушающие сумели понять суть. Красивым завершением выступления может быть фраза «Я готов ответить на вопросы жюри», но при этом подумайте, какие вопросы могут быть заданы, и как на них лучше ответить.
Особо обратите внимание на вопрос на наглядное оформление. Сегодня под наглядным оформлением выступления понимается почти исключительно компьютерная презентация. Она может стать хорошим помощником, но может и ухудшить впечатление от выступления. Лучше не делать компьютерной презентации вообще, чем делать ее неумело. Главная ошибка, которую допускают, делая компьютерную презентацию, - это перегрузка каждого слайда текстовой информацией (иногда дело доходит до того, что на экране строка за строкой всплывает весь текст выступления, который участник конференции старательно читает). Мультимедийный проектор полезен в двух случаях:
• Когда надо обратить внимание аудитории на некоторые ключевые положения выступления
• Когда необходимо представить те материалы, которые невозможно представить в устной речи.
Соответственно, на слайдах могут даваться иллюстрации, фотографии, диаграммы, таблицы. Очень выигрышно, если выступающий постоянно обращается к этим материалам, работая с указкой – но при этом не повторяет появляющийся на экране текст.
Может быть, имеет смысл кратко обозначить и то, что осталось несказанным, и продемонстрировать саму работу.
Выступление произведет большее впечатление, если останется впечатление, что сказано лишь главное – и что эти главные выводы сделаны по результатам серьезной работы.
|